Эстония: Нулевой цикл строительства гражданского мира
Участники форума «Гражданский мир», состоявшегося в Таллинне, надеются загасить костер «гражданской войны». Но эстонское общество должно понять, что русские — это не серая масса, живущая по установленным для нее правилам.
Форум «Гражданский мир» приглашает всех, кто хочет жить в мире и иметь возможность высказывать свои взгляды.
Зал культурного центра «Сальме», вмещающий 600 человек, в пятницу был переполнен. На форум «Гражданский мир» собрались представители более пятисот общественных организаций и отдельные люди, которые считают, что после потрясших всю страну событий, связанных с переносом памятника павшим во Второй мировой войне, необходимо развивать диалог между русской и эстонской общинами. О желании выступить сообщил 81 человек.
Эмоции захлестывали
На трибуну попали не все желающие. Прежде всего потому, что модераторам форума было сложно удержать выступающих в рамках трехминутного регламента. Самое короткое выступление длилось не более 60 секунд, но были монологи и по десять минут. Ораторам не всегда удавалось удержаться в рамках темы, были и дежурные выступления, не обошлось без экстремизма.
Русские составляли явное большинство участников форума, и наибольшей активностью среди них выделялись люди, поддерживающие требование об отставке премьер-министра Андруса Ансипа и освобождении задержанных во время массовых беспорядков. И, естественно, все выступления, хоть косвенно работающие на эту позицию, встречались бурными аплодисментами.
Когда же один из выступавших эстонцев отметил, что, хотя он и не одобряет перенос Бронзового солдата, судьбу памятника все же решили избиратели, поддержав на выборах пообещавшего убрать монумент Андруса Ансипа и его партию, а потому бессмысленно обвинять во всем только премьера, зал возмутился и не дал оратору договорить.
Может быть, поэтому, чем дольше длился форум, тем меньше становилось выступающих с эстонской стороны, хотя по сценарию русские и эстонцы должны были выступать попеременно.
Впрочем, как заметил, открывая форум, председатель Центристской партии и мэр Таллинна Эдгар Сависаар, никто и не надеялся в течение пятницы достигнуть консенсуса — это только начало процесса примирения.
И на первом этапе этого процесса нужно иметь возможность высказаться и научиться слушать мнение оппонентов.
Тоталитаризм наступает
«Время монологов прошло», — заявила депутат Рийгикогу Майлис Репс, призвавшая всех к диалогу ради нашего общего будущего, ради того, чтобы не допустить повторения провокаций и насилия.
По словам ее коллеги Владимира Вельмана, форум — это попытка объединить различные группы населения, забыть о личных интересах и сосредоточиться на общих. Главное, считает депутат, чтобы гражданская активность собравшихся не закончилась в зале центра «Сальме», поскольку надеяться мы можем только на себя.
«Меня учили, что если есть проблема, то надо думать не только как ее решить, но и как жить потом», — сказал профессор Таллиннского университета Рейн Руутсоо, по мнению которого, нас может спасти только развитие гражданских объединений и активное партнерство между русскими и эстонскими гражданскими организациями.
Произошедшие в Таллинне в конце апреля массовые беспорядки политолог Ану Тоотс назвала проявлением болезни, имя которой — тоталитаризм. У наших политиков и чиновников, подчеркнула профессор Таллиннского университета, аллергия на критику, и любой не согласный с действиями правительства автоматически заносится в разряд врагов народа.
Неприятием мнения сограждан, отсутствием диалога в эстонском обществе был обеспокоен и директор Информационного центра по правам человека Алексей Семенов. «Прекрасно понимая причины запрета на митинги и общественные собрания до 11 мая, не могу согласиться с данным решением, так как это противоречит основным гражданским правам», — сказал Семенов, подчеркнув, что право на выражение собственного мнения является основополагающим в демократическом обществе.
Полный провал интеграции
«Есть попытка представить произошедшее как некий трагический эпизод, но по существу это была последняя капля. Мы — русскоязычная часть населения — жили в обстановке дискриминации, — сказал директор Института управления и экономики Ханон Барабанер. — Специалист, не слишком хорошо знающий эстонский язык, потерял право на профессию, нас лишили права на гражданство и, наконец, отняли главное для народа — память».
Существование косвенной дискриминации русскоязычного населения признала и социолог Ирис Петтай. Она считает, что произошедшее стало серьезным уроком для страны и развеяло многие мифы. Эстония жила в мире иллюзий, не понимая, что русская община — это не серая масса, которая живет по установленным эстонцами правилам, но согласна далеко не со всеми решениями. К сожалению Петтай, слабой стороной русской общины является тот факт, что от ее имени выступают лидеры, придерживающиеся радикальных взглядов. А надо идти путем переговоров и компромиссов.
По мнению же культуролога Линнара Приймяги, правительство затеяло гражданскую войну, вопрос лишь в том, разгорится она в реальности или затихнет, для чего следует бороться с проявлениями фанатизма. Войну эту, по мнению Приймяги, следует завершить к 2011 году, иначе Таллинн недостоин титула культурной столицы Европы.
Представитель Объединения русских школ Таллинна Людмила Полякова и руководитель общества «Лира» Лидия Кылварт сошлись в том, что самым коротким путем к диалогу является культурная интеграция и повышение уровня образования.
Скудное финансирование образования считает причиной произошедшего в Таллинне в апрельские дни директор Французского лицея Лаури Леэзи. По его мнению, намного более серьезной проблемой, чем памятник, является расположенный всего в 15 метрах от школы алкогольный магазин и намеренное отравление народа, делающее невозможной культурную интеграцию. «Мы надеялись, что уберут этот мавзолей алкоголя, но случилось иначе», — сказал Лаури Леэзи и предложил переименовать Тынисмяги в площадь Согласия.
Берем ответственность на себя
В целом, по оценке инициатора форума Эдгара Сависаара, мероприятие свою задачу выполнило — помогло освободиться от эмоций и очертить круг проблем, требующих незамедлительного решения для того, чтобы начать диалог.
«Мы живем в период кампаний. Кампаний по сбору подписей «против». Против меня, против Ансипа, против произвола. Голосовать «против» всегда проще, чем «за». Потому что, голосуя «за», мы принимаем на себя ответственность, а голосуя «против» — перекладываем ее на других. Мы собрались не голосовать. И мы готовы к поиску выхода из сложившейся ситуации», — сказал Сависаар.
В конце дня участники форума приняли обращение, в котором выразили озабоченность тем, что наше единое «мы» в одночасье разделилось на «мы» и «они». «Событиям недельной давности предшествовал долгий монолог с позиции силы. Мы осуждаем как беспардонную политическую демонстрацию силы, проявленную при демонтаже памятника павшим во Второй мировой войне, так и продолжавшийся две ночи вандализм», — сказано в обращении. Участники форума «Гражданский мир» осудили любые провокации, разжигание насилия словами или поступками, кто бы за этим ни стоял, и призвали дать отпор провокаторам. «Мы, участники форума «Гражданский мир», намерены построить новый диалог. Мы стоим за право каждого из нас на собственные мысли и чувства. Высокомерное высмеивание взглядов других людей, не говоря уже об углублении межнациональной розни, сделает объединение наших усилий невозможным», — говорится в обращении. Инициативная группа предложила присоединиться к форуму «Гражданский мир» всем, кто хочет жить в мире и иметь возможность высказывать свои взгляды.
Свой выбор
Свой выбор
Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий считает, что преодолеть конфликты можно лишь через интеграцию в сфере культуры.
«Владыка, что нужно делать, чтобы и почтить память о людях, отдавших жизнь за Отчизну, и не испачкать эту память недостойными поступками, чтобы не повторились события конца апреля?» – задал вопрос корреспондент «Молодежки»
«Вот в этом-то и состоит самое неприятное, — ответил Владыка, — что эмоции неожиданно перехлестывают через край, и произошедшее настолько неожиданно и запутано, что трудно даже сказать, кто, где и в чем виноват.
Ко мне обратился президент и попросил как-то успокоить людей. Как я могу успокоить? Я предложил пережить эти обстоятельства молитвенно и призвал людей больше сосредоточиться на молитве. Вероятно, я подготовлю еще одно послание, где призову еще раз людей именно к этому. Я ожидал, что после известных всем уличных событий, на которых было очень много народу, и в храме окажется больше людей, чем обычно, и люди соберутся для молитвы. Но этого не произошло. Об этом я хочу открыто сказать и заявить, что те события — и положительные, и негативные, — что совершаются в нашей жизни, верующие должны воспринимать как волю Божию.
Что будет происходить в ближайшие дни, я не знаю и участвовать в мероприятиях не буду, так как буду в отпуске и в отъезде. Но хотелось бы, чтобы все совершалось достойно и мирно. Тем из участников противостояния, кто еще не пришел к Церкви, стоит задуматься и обратиться к Ней, чтобы все произошедшее правильно оценить. На зло надо отвечать добром. Именно в этом наша сила».
«Кто такие русскоязычные? – задал Владыка встречный вопрос. — Те, кто говорит по-русски? Но это уже не совсем так. Все больше и больше среди молодого поколения людей, знающих эстонский язык. Дело не в языке».
«В Таллинне есть улица Вене, — продолжил митрополит Корнилий, – испокон века там селились и жили русские люди и русские купцы тогда, когда городом владели немцы. Общение русских и эстонцев всегда было. И сюда русские приезжали, и эстонцы бывали в России — в Новгороде, Пскове». Владыка принялся один за другим приводить примеры из церковной истории, из истории светской, истории Российской империи, Эстонской Республики, недавней советской истории.
«Мои предки из Ростова, — рассказывал митрополит Корнилий, — переселились сюда, стали заниматься огородничеством и выращиванием овощей. А в это же время эстонцы переселялись в Россию. И по всей России — в Крыму, на Кавказе, в Сибири – сохранились эстонские поселения». Владыка на минуту задумался и рассказал историю, как много лет назад, служа в приходе в Вологде, был приглашен к пожилой женщине. Что-то в ее словах и голосе заставило будущего митрополита спросить, откуда она родом. И оказалось, что еще в позапрошлом веке несколько десятков эстонских семей переселились на Вологодчину. Затем в 20-х годах многие репатриировались в Эстонию, а семья этой женщины осталась. Разговорный язык подзабылся, но остался молитвенник на эстонском, который пожилая женщина ежедневно читала.
Балтийские и русские корни переплелись у многих семей — от самых простых до представителей дворянства немецкого и русского, считает Владыка.
«Почвы и корней для конфликта нет. Конфликт лишь поверхностный, — считает митрополит Корнилий. — Не стоит ставить вопрос о конфликте русскоязычной и эстоноязычной общин. А саму возможность конфликта надо погашать на уровне культурной жизни. Один из примеров: сравнительно часто в Таллинне бывают концерты духовной музыки в исполнении хоров из России. На этих концертах бывают преимущественно эстонцы, что показывает притягательность русской культуры».
«Поставлю вопрос об интеграции и даже ассимиляции, — заметил митрополит Корнилий. — Сам по себе этот процесс всегда был и будет. Только нельзя его осуществлять насильственно, так, как иногда это у нас делается. Культурное взаимодействие должно быть добровольным. Человек выбирает сам и идет сам. И только так это принесет плоды. А если заставлять, то будут «Иваны, не помнящие родства», и пользы от них не будет ни русской общине, ни эстонской».
moles.ee, 07.05.07
moles.ee, 07.05.07
Similar articles:
Эстония → Эстония: краткая справка
Политика → В Эстонии победили разрушители советских памятников
Rating: 0
Votes: 0