Высшая частная экономическая школа "Майнор"
Высшая частная экономическая школа "Майнор" 28 апреля в 16.00 проводит в своем доме на Кульбарси, 1 День открытых дверей.
Можно будет познакомиться с программами обучения, со специальностями, которые дает высшее и среднее специальное образование в этой школе, узнать о совместной программе с 51-й школой, где "Майнор" открывает экономический класс. Можно будет посмотреть аудитории, компьютерное оснащение, лично познакомиться с преподавателями и администрацией - в общем, получить общее и достаточно полное представление о том, что может дать вступающему в жизнь молодому человек эта Высшая частная экономическая школа.
А для тех, кого интересуют предварительные подробности, - беседа Эллы АГРАНОВСКОЙ с руководителем русского отделения Высшей частной школы "Майнор", доктором философии в области психологии Ириной НЕЛИСОВОЙ, которая по своей основной профессии руководит здесь к тому же отделением психологии.
- Набор русских студентов в нашу школу мы производим уже второй год подряд. И если в прошлом учебном году мы обучали на русском языке только прикладной психологии, то сейчас вводим еще две дополнительные специальности - менеджмент и управление финансами. Мне кажется, когда речь идет об образовании, очень важно понять, где истоки и каковы традиции. Истоки нашей школы - в консультационной фирме "Майнор", которая в свое время великолепно зарекомендовала себя в сфере консультаций по экономике, финансам и психологии управления. Пройдя поступательный путь развития в области образования, школа сегодня дает высшее прикладное образование и открывает возможности получения в дальнейшем степени бакалавра, магистра, доктора. Все наши программы согласованы с программами ведущих вузов разных стран. Скажем, по психологии мы согласовали программу с Московским государственным университетом, с Гамбургским университетом и, конечно, с Тартуским университетом. Что касается экономических дисциплин, то мои коллеги, отвечающие за эти учебные циклы, точно так же согласовывали свои программы с ТГУ, с ведущими европейскими экономическими школами, с Таллиннским техническим университетом. Половина нашего преподавательского состава имеет ученую степень, большинство читают также лекции в Тартуском университете, в ТТУ, в частных колледжах. Есть у школы довольно тесные связи с зарубежными вузами. По нашей специальности установлены контакты с Институтом психологии личности в Санкт-Петербурге, и сейчас мы разрабатываем научно-исследовательскую программу, в которой будут принимать участие США, Россия, Польша и Эстония. У нас работает мощное студенческое общество, в котором ребята, помимо учебной программы, изучают различные научно-исследовательские методики и, будучи еще студентами, могут принимать участие в международных проектах.
- Согласитесь, сегодня довольно трудно сориентироваться в море различных учебных заведений, которые делают, на первый взгляд, заманчивые предложения, а на поверку дают весьма поверхностные знания. Как отличить здесь настоящее от поддельного?
- Но это не мы с вами придумали, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. Любая эпоха перемен несет с собой уйму различных кризисов, в том числе и кризис образования, кризис систем образования. С одной стороны, мы хотим отказаться от старой советской системы обучения, с другой стороны, видим не только плюсы, но и минусы западной системы. К тому же есть местная почва, которая требует отдельного подхода в решении этих проблем. Наверное, поэтому сегодня существует разнообразие вузов, и каждый пытается предложить собственную программу. Однако главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, чтобы выработать концепцию образования русского молодого человека, который желает жить в Эстонии.
- Это весьма серьезная проблема, которую мы порой совершенно не учитываем.
- Это более чем серьезная проблема! И она не так просто решается. Именно поэтому я хотела бы отметить, что в Высшей частной экономической школе "Майнор", помимо обычных учебных дел, мы пытаемся решить и эту проблему, то есть концептуально выстроить модель формирования русского интеллигента, живущего в Эстонии. И если он будет интегрировать в себе две культуры, уверяю вас, вопреки некоторым весьма неубедительным прогнозам, что, мол, это ведет к раздвоению личности, никакой шизофрении у человека не начнется, будет только польза. А если вернуться к контактам, то сейчас у нас установлена также связь с Экономической школой в Роттердаме, и мы разрабатываем интересные совместные программы.
- А как насчет связей, которые могли бы если не гарантировать, то, во всяком случае, обещать работу по окончании школы?
- Об этом мы тоже думаем. И работаем в содружестве с большими фирмами и предпринимательскими структурами, которые обещают оказывать нам содействие в приеме студентов на практику. У тех, кто хорошо себя зарекомендует, естественно, есть возможность получить работу. Но того, что в былые годы называлось распределением, у нас нет.
- А у кого оно сейчас есть?
- Вот именно. Зато у нас есть связи с предпринимательскими кругами, с банками, и это дает возможность получить работу по нашей рекомендации. В принципе, к нам уже обращаются, как в банк данных, с запросами насчет хороших специалистов, которых мы могли бы порекомендовать. Сейчас мы намерены этот банк данных упорядочить.
- Какой должен быть уровень подготовки у абитуриента, который хочет поступить к вам учиться?
- Желательно, чтобы человек сознательно выбрал специальность, которую он хочет получить. Для этого, кстати, у нас целый год работал Центр карьеры для старшеклассников, где мы бесплатно тестировали ребят, беседовали с ними, помогали найти ту область, в которой человек мог бы раскрыть свои способности. Собственно говоря, счастлив тот человек, который всю жизнь ХОЧЕТ и ДЕЛАЕТ ТО, ЧТО ХОЧЕТ, а не тот, кто должен и делает то, что должен. Поэтому по-настоящему выбрать профессию очень важно. Прописная, казалось бы, истина, но так оно в жизни и есть: сделать правильный выбор.
- Вы можете в этом помочь?
- Так часто и бывает, приходят ко мне именно с этой просьбой: помогите выбрать. Начинаем беседовать, тестировать, вместе искать, в какой области молодой человек мог бы себя проявить.
Вообще у населения, говорящего на русском языке, сейчас такая ситуация: какая-то часть пытается адаптироваться к условиям и проявляет активность (по данным социологов, это всего одна треть), а остальные находятся в таком вот маргинальном состоянии, когда уже ни с какой культурой себя не идентифицировать. То есть у них уже опустились руки, наступило состояние апатии, и уже ничего не хочется. Но мне кажется, в любых условиях, продиктованных нам жизнью, нужно за себя бороться. И главное качество, которое хочется видеть в своих учениках, это желание за себя бороться, чего-то добиваться, преодолевать кризисную ситуацию, в которую мы попали, желание выйти из угла, в который мы, как нам кажется, загнаны жизнью. Вот это самые главные качества. И если ребята приходят к нам с ними, видно, как они просто вгрызаются в возможности, которые мы даем. У нас есть несколько девочек с очень трудной судьбой и не очень толстым кошельком. Но они действительно поняли, чего хотят: выбрали вуз и пошли учиться туда, куда хотели. И тут уже берут все: учатся работать на компьютерах, изучают языки, теоретические предметы, экономические дисциплины. И у них потрясающие результаты. Потому что есть самое главное - желание вырваться из контекста, в который попали, и чего-то добиться.
- Если человек не обладает такими качествами, вы поможете их обрести?
- Пусть он хотя бы придет к нам. Для начала. Пусть сделает первый шаг. Думаю, второй, третий, четвертый ему уже помогут сделать. Но если он сидит дома и рассказывает родителям, что сам не знает, чего в жизни хочет, тут помочь трудно. Иногда родители приходят к нам, узнают условия приема, а потом вздыхают: вот, ребенок выучится, а потом не найдет работу. Но зачем тогда вообще учиться, если вы думаете, что не будет работы? Если человек намерен учиться, если он хочет получить за свои деньги все, что дает система образования, значит, он уже сделает шаг, чтобы выйти на какой-то уровень и получить возможность работать в хорошей фирме.
- Но если у человека просто нет денег, чтобы учиться?
- Тогда нужно преодолеть в себе страх брать взаймы. Допустим, сейчас нет денег на учебу, но есть другое: хорошая система кредитования, с небольшим процентом при возврате ссуды. Если кто-то хочет узнать о ней подробнее, пусть приходит к нам, и мы вместе разберем эту арифметику. Не надо бояться брать в кредит. Весь мир живет в кредит! А мы все еще находимся в плену нищенского сознания: взял в долг - не дай Бог, не смогу отдать. Но вдумаемся: если я беру в долг, значит, поставил перед собой цель, а следовательно, должен ее достичь. И для этого соберу все силы, всю волю, активность - и приду к ней. Это и есть продвижение вперед.